Общие сведения и основные характеристики грузовых вагонов
Главное предназначение кузова, это транспортировка и размещение различных типов грузов. Кузов надёжно присоединяется к основной раме, а его конфигурация зависит от характера транспортируемого груза.
Основные составляющие части грузового вагона представлены следующими элементами Рис.1
Рис. 1.
1-тип кузова; 2 - устройство ударно-тяговой силы; 3 - системы торможения; 4 - ходовой части.
Классификация товарных вагонов по виду использования:
· Характер транспортируемых грузов. Различают открытые типы вагонов, для ж\д перевозки навалочных и крупногабаритных грузов, к примеру, леса, к ним относят: платформы, думпкары, полувагоны, транспортёры и хопперы. Закрытые вагоны имеют более сложную конструкцию, обеспечивающую надёжную защиту груза от попадания атмосферных осадков, в основном это- цистерны, вагоны бункерного вида, с разным типом кузова, различают вагоны-рефрижераторы с установкой оборудования для произведения охлаждения или подогрева специального типа перевозимого груза;
· Материал облицовки. Деревянные или металлические;
· Конструктивные особенности рамы. Балка бывает сквозная хребтовая или цельная;
· Механизмы, облегчающие такелажные работы. Удобноеразмещение дверей и люков;
· Кузовная рама. От неё напрямую зависит, какой вес груза можно транспортировать в данном типе вагона;
· Система торможения. Онастандартна для всех типов вагонов и служит для своевременной остановки состава;
· Ударно-тяговая конструкция. Так же стандартна для всех типов вагонов и необходима для надёжной сцепки вагонов в состав;
Другой тип классификации позволяет оценить технико-экономические свойства вагонов:
· Грузоподъёмность. Максимально возможноеколичество груза, измеряемое в тоннах, допустимое для транспортировки. Соответствующая маркировка наносится на определённые места вагона в зависимости от типа кузова;
· Тара вагона. Общий вес пустого вагона, маркируется на вагонной раме;
· Коэффициент тары. Данный показатель получают из соотношения тары к грузоподъемности. Показатель даёт возможность оценить целесообразность выбора вида вагона для осуществления наиболее выгодной транспортировки груза;
· Удельный объём. В целомозначает номинальную вместительность вагона, для вагонов типа - платформ характерно определение удельной площади, которое рассчитывается как соотношение объёма кузова к грузоподъёмности транспортируемого груза;
· Нагрузка на оси. Показатель характеризуется соотношением веса вагона на грузоподъёмность, рассчитывается на каждую ось в отдельности;
· Объём нагрузки одной колёсной пары на рельс. Показатель рассчитывается отношением массы вагона к количеству пар колёс;
· Погонная нагрузка. Показатель рассчитывается соотношением веса вагона на длину осей сцепленных вагонов.
Все вагоны имеют стандартное устройством основных конструкций и различаются, только строением кузова.
Габариты подвижного состава
Рис. 2.
На сегодня существует три вида различных габаритов подвижного состава. Первые используют только на территории России, вторые для осуществления международных транспортировок и третьи применяют на реконструированных ж/д путях. Любой тип вагона строго соответствует нормам ГОСТа9238-83, полностью исключающим взаимодействие с любыми близко расположенными к путям сооружениями. При движении состава возникают колебательные движения вагонов, всё это так же учитывают при расчётах габаритов вагонов, к примеру на Рис.2 указано расстояние между Т габаритом состава и С обозначающей приближение строений.
Габариты передвижного состава сопоставляются и с размерами железнодорожной колеи, высота подвижного состава может увеличиваться при увеличении ширины колеи. В таблице 1 представлены основные ГОСТы габаритов поездов для железного полотна характерного для стран СНГ, Монголии и европейских стран Балтии.
Таблица 1.
Габарит |
Высота,мм |
Ширина, мм |
Назначение |
1-Т Т |
5300 5300 |
3400 3750 |
Для сети железных дорог СНГ, |
1-ВМ 0-ВМ 02-ВМ |
4700 4650 4650 |
3400 3250 3150
|
Для железных дорог СНГ, Балтии |
03-ВМ |
4280 |
3150 |
Для железных дорог СНГ, Балтии, |
· Габарит Т (Рис.2.) Стандартные самые распространённые габариты в России, подвижные составы с габаритом Т могут курсировать по Ж\д путям по всей РФ, с возможностью заезда на территории промышленных организаций;
· Габарит Тц – предназначенные так же для транспортировок груза на всей территории РФ в цистернах и вагонах-самосвалах с возможностью посещения различных транспортных и промышленных организаций;
· Габарит Тпр – стандартные габариты, применяемые для полувагонов, предназначенных для осуществления транспортировки груза по территории России;
· Габарит 1-Т – универсальные габаритыпоездов характерные для железного полотна стран СНГ, Монголии и стран Балтии;
· Габариты 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ и 03-ВМ – дают возможность осуществления транспортировки груза по странам СНГ и других иностранных государств.
Маркировка товарных вагонов
Любой грузовой вагон имеет единую маркировку вагонов к основным относятся:
· Отличительная эмблема железных дорог РФ;
· Сведения о дате выпуска вагона и месте его изготовления;
· Маркировку с датами произведённых капитальных ремонтных работ вагона;
· Надпись об общем весе вагона, грузоподъёмности и серийном номере, состоящем из восьми знаков, номер дополнительно дублируется на раме вагона;
· Номинальный объём кузова отображается на полувагонах и крытых вагонах;
· Подробные сведения о предприятии производителе вагона, годе его изготовления, марки стали, из которой изготовлен кузов, а так же знак композиционной колодки, обозначаемой буквой «К» наносят на специальную табличку, закреплённую на балке вагона;
· Внизу кузова расположено отображение кронштейна для осуществления передвижения вагона по ж\д путям;
· Многие вагоны маркируют специальными надписями, определяющими характер перевозимого груза или указывающими об уровне возможной опасности грузоперевозки;
· Цистерны специально калибруют для облегчения подсчёта перевозимого объёма.
Все вагоны имеют определённую нумерацию, состоящую из восьми цифр, она была введена в 1985 году, и содержит помимо защитного кода, возможность определения оптимальных условий для эксплуатации подвижного состава, а так же компьютерной обработке отслеживания передвижения вагонов по станциям. На сегодня известно 180 видов грузовых вагонов, из них 60 видов транспортёры, у любых типов вагонов их нумерация отражает транспортные характеристики (грузоподъёмность, длину и массу).
Нумерация сгруппирована по видам вагонов, так, самое длинное количество цифр будет у самых длинных вагонов, причём внутри групп возможно введение дополнительной нумерации в случае увеличения производства данного типа вагонов.
Расшифровка основных цифр, входящих в стандартный номер вагонов
Первая цифра. Обозначает принадлежность вагона к определённому типу. На сегодня различают 2 – крытые вагоны; 4- относятся платформы; 6 - обозначаются полувагоны; для цистерн характерна цифра-7; 8 - обозначают изотермические вагоны; 9 и 3 – это прочие вагоны; 5 – означают принадлежность вагонов юридическим или физическим лицам и соответственно 0 – маркируются пассажирские поезда, а 1- локомотивы и прочая сложная техника на ж\д ходу.
Вторая цифра. Обозначает число осей в вагоне. Цифра 3-характерна для прочих вагонов, имеющих шестиосную структуру. Для вагонов с 4осями будет характерна цифра - от 0 до 8; для вагонов с восемью осями будет отображаються цифра 9.
Помимо определения осности вторая цифра номера характеризует объём кузова у крытых вагонов, у вагонов типа платформ означает длину рамы, у вагонов с четырьмя осями означает размещение люков в полу и наличие дверей с торцевых сторон вагона, для вагонов типа цистерн означает стерилизацию и определяет так же типы рефрижераторов.
Третья цифра. Означает специальные дополнительные параметры, характеризующие вагон, к примеру, конструктивные особенности вагонов, расположение люков для облегчения такелажных работ или специфику транспортируемого груза или особенности конструкции в виде наличия рефрижератора.
Четвёртая, пятая и шестая цифра. Данные знаки не несут смысловой нагрузки и пишутся для заполнения номера.
Седьмая цифра. Наличие цифры 9 в седьмом по счёту знаке означает наличие сквозного прохода в вагоне.
Восьмая цифра. Последняя цифра вагонного номера считается контрольной и предназначается для идентификации вагона в транспортных документах.